Развитие городов через инвестиции в городскую мобильность
28.05.2024 138 просмотров
Городской транспорт важен, так как он обеспечивает доступ к рабочим местам, заведениям образования, здравоохранения и другим необходимым услугам. Всемирный банк поддерживает страны, инвестируя в проекты общественного транспорта. С 2012 года завершено 12 проектов метрополитена и автобусного скоростного транспорта (BRT), от которых получили пользу более 20 млн человек. Среди преимуществ этих проектов: снижение заторов, уменьшение времени и затрат на поездки, улучшение доступа к рабочим местам и услугам, социальная инклюзия, а также сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) и местного загрязнения воздуха. Campus публикует перевод отчета Всемирного банка об этих проектах.
Проблема
Развивающиеся страны сталкиваются с проблемами финансирования, строительства и управления городскими транспортными системами, что затрудняет достижение нескольких целей устойчивого развития (ЦУР). Без надежных и устойчивых транспортных систем молодые люди не могут посещать учебные заведения (ЦУР 4), женщины не имеют доступ к возможностям трудоустройства и самореализации (ЦУР 5), около 1,19 млн человек ежегодно гибнут или получают инвалидность в ДТП (ЦУР 3.6), а выбросы ПГ продолжают расти (ЦУР 13).
В развивающихся городах заторы и выбросы стремительно увеличиваются из-за роста использования частных автомобилей и мотоциклов. Загрязнение воздуха вызывает 7 млн преждевременных смертей ежегодно, в основном в развивающихся странах. В крупных городах менее 20% рабочих мест доступны в пределах одного часа пути на доступном транспорте из-за заторов и неэффективного общественного транспорта. Это особенно сильно влияет на низкооплачиваемых работников, которые часто тратят более трех часов в день на поездки и более 15% своего дохода на транспорт.
Подход
Проекты городского транспорта, поддерживаемые Всемирным банком, направлены на решение вышеуказанных проблем через инвестиции в транспортную инфраструктуру и услуги, поддержку политики и развитие институтов. Проекты адаптируются к демографическим, пространственным и экономическим изменениям, учитывая специфический контекст каждого города или страны. Всемирный банк поддерживает крупные проекты, такие как метрополитен, BRT и другие качественные системы общественного транспорта.
Они также включают системы управления движением, ориентированные на людей, и создание объектов для пешеходов и велосипедистов, которые быстрее строить и внедрять и которые более экономичны. Проекты разрабатываются с учетом социальной инклюзии, таких как универсальные функции доступности и гендерно-информированный дизайн. Операции массового транспорта нацелены на привлечение значительного частного финансирования и инвестиций в современные транспортные средства, оборудование и услуги, эксплуатацию и обслуживание. Внедряются новые технологии, такие как электромобильность и электронные платежные системы, когда это возможно.
Результаты
За последнее десятилетие Всемирный банк поддержал 28 проектов городского транспорта в 18 странах. Эти проекты были реализованы в таких городах, как Богота (Колумбия), Дакар (Сенегал), Сан-Паулу (Бразилия), а также в нескольких городах Китая и Индии. Более 20 млн человек получили пользу от 12 завершенных проектов BRT и метрополитена за последние 10 лет.
Основные результаты проектов Всемирного банка включают следующее:
- Сокращение времени и затрат на поездки. Типичный проект массового транспорта может приносить пользу сотням тысяч пользователей ежедневно, а также людям, живущим в окрестностях улучшенных районов.
- Бразилия (Сан-Паулу, метро линия 5). Сокращение времени поездок на 50%, перевозка 500 000 пассажиров ежедневно.
- Нигерия (Лагос, проект Lagos Urban Transport Project 2). Снижение стоимости общественного транспорта на 30% для 200 000 пассажиров ежедневно.
- Перу (система Metropolitano BRT). Перевозка более 700 000 человек в день, сокращение времени поездок на 34%.
- Танзания (Дар-эс-Салам, проект Tanzania Dar es Salaam Urban Transport Improvement Project). Сокращение времени поездок на 50%, создание доступной и устойчивой транспортной системы.
Проекты Всемирного банка также привели к улучшению доступности и инклюзии. Сокращение заторов и улучшение общественного транспорта в 12 завершенных проектах позволили сделать доступными более 1,5 млн рабочих мест в пределах одного часа пути. Общественный транспорт чаще всего используют бедные и другие уязвимые группы населения, поэтому преимущества этих инвестиций приносят пользу именно этим пользователям. Например, из более чем 500 000 человек, ежедневно пользующихся линией метро 5 в Сан-Паулу, 56% — женщины, а 58% — из малообеспеченных семей.
Проекты Всемирного банка помогают снизить выбросы парниковых газов и других загрязнителей:
- Бразилия (Сан-Паулу, линии метро 4 и 5). Снижение выбросов на 122 000 тонн в эквиваленте углекислого газа ежегодно.
- Сенегал (Дакар, линия BRT). Сокращение выбросов на 1,2 млн тонн углекислого газа в эквиваленте за срок службы проекта.
- Эквадор (Кито, линия метро 1). Снижение выбросов на 67 000 тонн углекислого газа в эквиваленте, экономия $50 млн на топливе ежегодно.
Городские транспортные проекты повышают безопасность мобильности. Общественный транспорт статистически безопаснее других видов дорожного транспорта. Например, с внедрением системы Metropolitano BRT в Лиме, Перу, серьезные дорожно-транспортные происшествия сократились на 54%.
Наконец, проекты Всемирного банка также помогают мобилизовать значительный частный капитал, что делает эти операции более устойчивыми и расширяет их влияние. Около $3,6 млрд частного капитала привлекается из девяти проектов массового транспорта Всемирного банка. Один из примеров мобилизации частного капитала — проект Dakar BRT в Сенегале, который, как ожидается, привлечет $144 млн частных инвестиций.
Что происходит в России?
Серьезная модернизация общественного транспорта прошла в 2023 году и в регионах России. 12 регионов получили 567 новых единиц городского пассажирского транспорта — современные автобусы марок ПАЗ, Волгабас, ЛИАЗ, а также трамваи и электробусы. Абсолютным лидером по итогам года стал Павловский автобусный завод, на него пришлось 39% российского рынка автобусов — на 17% больше, чем в 2022 году. Обновленный транспорт начал работать в Оренбургской, Нижегородской, Волгоградской, Амурской, Ростовской, Новосибирской, Калужской, Мурманской областях, Ставропольском и Пермском краях, Республике Башкортостан и Чеченской Республике. Из новинок выделяется CITYMAX 9 — современный низкопольный городской автобус среднего класса. Он вмещает до 84 пассажиров и имеет места для размещения детских и инвалидных колясок. В автобусе предусмотрено до 28 посадочных мест, что на 25% больше, чем у других моделей аналогичного класса. Расширенные дверные проемы увеличивают скорость посадки и высадки пассажиров. Высота уровня пола составляет 250 мм — это позволяет входить в автобус в один шаг, а самая большая площадь низкого пола в своем классе облегчает перемещение пассажиров по салону. Увеличенная до 60% площадь остекления дает великолепный обзор для водителя и пассажиров.
Директор по продажам пассажирского транспорта ГК «Современные транспортные технологии» Валерий Каленов отмечает: «Меры государственной поддержки стимулируют обновление подвижного парка общественного транспорта в регионах России. Это повышает качество и безопасность перевозок на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Низкий уровень пола автобусов обеспечивает доступность для всех категорий граждан, включая маломобильные группы населения. Кондиционеры в автобусах создают комфортный микроклимат, а системы видеофиксации обеспечивают безопасность. Системы информирования помогают пассажирам ориентироваться в маршрутах и интервалах движения. Государственная поддержка позволяет регионам переходить на новейшие модели отечественного производства, такие как Ситимакс 9. Эти автобусы имеют большие зоны остекления для обзора и удобную компоновку салона с двухстворчатыми дверями, что ускоряет посадку и высадку пассажиров. Современный дизайн автобусов улучшает облик наших городов, делая общественный транспорт их визитной карточкой».
В Нижнем Новгороде и Курске, которые участвуют во всех доступных федеральных программах, активно обновляется транспортный парк. В 2023 году поставлено 1658 транспортных средств, из которых 567 переданы в 12 регионов. В Астраханской области обновлено более 70% подвижного состава, а в Волгоградскую область поступают 50 новых автобусов для работы на маршрутах.
Объем федеральной поддержки транспорта на 2023–2025 годы составляет около 260 млрд рублей, что почти в 4 раза больше предыдущего периода. Введен механизм специальных казначейских кредитов для поддержки малых городов и сельских территорий. Также особое внимание уделяется транспортной интеграции новых регионов, для которых в 2023 году запланирована передача более 600 автобусов различных классов.
Валерий Каленов
Директор по продажам пассажирского транспорта ГК «Современные транспортные технологии»
«Меры государственной поддержки стимулируют обновление подвижного парка общественного транспорта в регионах России. Это повышает качество и безопасность перевозок на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Низкий уровень пола автобусов обеспечивает доступность для всех категорий граждан, включая маломобильные группы населения. Кондиционеры в автобусах создают комфортный микроклимат, а системы видеофиксации обеспечивают безопасность. Системы информирования помогают пассажирам ориентироваться в маршрутах и интервалах движения. Государственная поддержка позволяет регионам переходить на новейшие модели отечественного производства, такие как Ситимакс 9. Эти автобусы имеют большие зоны остекления для обзора и удобную компоновку салона с двухстворчатыми дверями, что ускоряет посадку и высадку пассажиров. Современный дизайн автобусов улучшает облик наших городов, делая общественный транспорт их визитной карточкой».
В Нижнем Новгороде и Курске, которые участвуют во всех доступных федеральных программах, активно обновляется транспортный парк. В 2023 году поставлено 1658 транспортных средств, из которых 567 переданы в 12 регионов. В Астраханской области обновлено более 70% подвижного состава, а в Волгоградскую область поступают 50 новых автобусов для работы на маршрутах.
Объем федеральной поддержки транспорта на 2023–2025 годы составляет около 260 млрд рублей, что почти в 4 раза больше предыдущего периода. Введен механизм специальных казначейских кредитов для поддержки малых городов и сельских территорий. Также особое внимание уделяется транспортной интеграции новых регионов, для которых в 2023 году запланирована передача более 600 автобусов различных классов.
Взгляд в будущее
Поддержка городского транспорта Всемирным банком приносит значительные выгоды для стран-клиентов, что вызывает высокий спрос со стороны крупных и средних городов. В целом этот портфель растет и имеет потенциал для масштабирования, включая уроки из предыдущих проектов, задокументированных в «Руководстве по развитию городского рельсового транспорта» и «Синопсисе проектов, финансируемых Всемирным банком BRT».
Будущие проекты городского транспорта могут принять более программный подход с более стандартизированными инструментами и успешными проектами, которые легче воспроизводить в других местах. Всемирный банк продолжит поддерживать финансовую и техническую помощь для программ городского транспорта в нескольких странах через различные тренинги, мероприятия по наращиванию потенциала, а также через сети обмена знаниями с правительствами и партнерами. Флагманская программа по наращиванию потенциала Всемирного банка «Лидеры в планировании городского транспорта» (LUTP) уже обучила более 2 300 клиентов из более чем 100 стран в 70+ глобальных и региональных семинарах с 2011 года.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»